+7 8212 24-06-71 Ленина 27, Сыктывкар
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Специальная библиотека для слепых Республики Коми им. Луи Брайля»
07.12.2012

Республиканский семинар (16+)

6 – 7 декабря 2012 года в Специальной библиотеке для слепых Республики Коми им. Луи Брайля состоялся республиканский семинар «Грани взаимодействия образовательных учреждений, специальной библиотеки и публичных библиотек: проблемы и перспективы».

В работе семинара приняли участие специалисты республиканских (НДБ РК им. С.Я.Маршака, ЮБ РК) и муниципальных библиотек из 5 районов республики, представители общественных организаций и социальных служб, психологи, педагоги специальных (коррекционных) образовательных учебных заведений, дошкольных учреждений компенсирующего вида, занимающихся обучением и воспитанием детей с различными нарушениями,специалисты учреждений высшего профессионального образования. Всего – 60 человек.

участники семинара.jpg

С приветственным словом к участникам семинара обратилась заместитель министра культуры Республики Коми Андреева Марина Леонидовна.

Андреева М.Л..jpg

Третий год семинар организуется в рамках Международного дня инвалидов, и все его темы были посвящены актуальным проблемам информационно-библиотечного обслуживания людей с инвалидностью, формированию особой среды, способствующей их социализации и реабилитации, традиционным и инновационным формам и методам работы библиотек Республики Коми с инвалидами.

В этом году основное внимание уделялось состоянию и перспективам межведомственного взаимодействия, сотрудничества библиотек с учреждениями образовательной сферы по информационному обеспечению процессов специального (коррекционного) образования.

Ведущий специалист – эксперт отдела интернатных учреждений и специального образования Министерства образования Республики Коми Новосад Светлана Арсентьевнав своем докладе «О реализации государственной политики в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Республике Коми»подчеркнула, что «развитие интегрированного образования следует рассматривать как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья».Светлана Арсентьевна отметила, что в 14 базовых образовательных учреждениях Республики Коми создается универсальная безбарьерная доступная образовательная среда, с учетом категории детей-инвалидов.

Новосад С.А..jpg

Педагог-психолог ГВ(с)ОУ «Республиканский центр образования» Абжалиева Надежда Валентиновна рассказала,как в Республике Коми организован процесс обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий. Она отметила, что процесс обучения согласован с родителями детей-инвалидов, ведется по индивидуальным образовательным программам и составлен с учетом рекомендаций психолого-педагогического консилиума. Уроки проводятся в специальной учебной среде – «i-классе», где каждому курсу выделен виртуальный учебный кабинет.

Абжалиева Н.В..jpg

Кандидат педагогических наук, доцент Кафедры педагогики и методики начального образования Факультета Педагогики и психологии КГПИ Поберезкая Вита Федоровна познакомила участников семинара с информационно-коммуникационными технологиями в инклюзивном образовании.

Поберезкая В.Ф..jpg

Кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой лингвистики и межкультурных коммуникаций СыктГУ Минина Ольга Георгиевна рассказала о международном проекте BVI (проект обучения незрячих детей английскому языку).

Минина О.Г..jpg

Никого не оставило равнодушным выступление музыкального руководителя МБДОУ «Детский сад №60 компенсирующего вида» Виговской Ирины Петровны о работе учреждения с незрячими детьми. Присутствующие с помощью видеоролика «переместились» в стены детского сада, «поприсутствовали» на музыкальных, развивающих и лечебно-восстановительных мероприятиях. Было также отмечено, что на протяжении нескольких лет МБДОУ № 60 сотрудничает со Специальной библиотекойдля слепых Республики Коми им. Луи Брайля. В рамках этого сотрудничества ежегодно проводятся познавательные мероприятия, на которых дети знакомятся с творчеством коми писателей; акция «Книжный рюкзачок»; викторины «По дорогам сказок»; организуются экскурсии по библиотеке и выставки детских рисунков.

Виговская И.П..jpg

Коллеги с республиканских и муниципальных библиотек поделились опытом работы с инвалидами в своих библиотеках, рассказали, как приобщить детей к чтению, как не дать заблудиться юному читателю среди огромного количества новых книг.Юношеская библиотека Республики Коми ведет большую работу с молодыми людьми с инвалидностью. В библиотеке открыта Молодежная школа толерантности «Шаги навстречу», проводятся мероприятия по снятию барьеров общения между читателями, создана атмосфера комфорта и равноправия для людей с особенными потребностями.

Жешартская библиотека им. С. Попова за годы работы с этой категорией пользователей накопила значительный опыт. Она стала центром общения, другом и помощником для социально незащищенной категории населения. В ЦДБ «Алый парус»Эжвинской ЦБС младших школьников очень заинтересовали тактильные книги, впервые увиденные на книжной выставке. Библиотекарь Сметанина Вера Николаевна привезла в дар Специальной библиотеке от своих маленьких читателей, изготовленный ими тактильный алфавит и книгу, сделанную руками учащихся С(к)ОШ № 41.

Коптелина С.В..jpg

Сметанина В.Н..jpg

Шуктомова И.М..jpg

Милькова В.Н..jpg

Игонина Л.В..jpg

Следующий этап семинара – тренинг «Креативное мышление», который провела педагог-психолог ГБУ РК «Региональный центр развития социальных технологий» Каримова Эльмира Юсуповна. Общение с аудиторией было направлено на формирование умения взглянуть на проблемную ситуацию с непривычной точки зрения, развить стремление к новым знаниям, и применить их в своей работе.

Каримова Э.Ю..jpg

Подводя итоги первого дня, было отмечено, что совместными усилиями всех заинтересованных учреждений и организаций выполняется важнейшая социальная миссия – инвалидам всех категорий предоставляется доступ к информации, образованию и ценностям культуры. Библиотека, обслуживая инвалидов, способствует решению проблемы информационного неравенства, помогая им реализоваться в жизни: получить образование, профессию, стать полноправными гражданами общества. Она помогает формировать доступную информационно-библиотечную среду с учетом потребностей и возможностей особой категории пользователей, содействует развитию чуткого отношения к инвалидам.

На семинаре для каждого участникабыла подготовлена папка с рекламными материалами и методическими листовками. Для специалистов оформлены книжные выставки: «Специальная библиотека в помощь специальному образованию», «Доступная среда», «Родительское чтение: советы тифлопедагога».

Участники семинара..jpg

Второй день семинара прошел в МОУ «СОШ № 18». Заместитель директора средней общеобразовательной школы Булышева Любовь Анатольевна рассказала об организации инклюзивного образования в учебном заведении, о сенсорной комнате, в которой используется метод релаксации.

Булышева Л.А..jpg

В сенсорной комнате.jpg

релаксация.jpg

Подарок для школы.jpg

Выводы семинара:

— расширять корпоративное взаимодействие между библиотеками республики в целях улучшения информационно-библиотечного обслуживания инвалидов по зрению (положительный опыт, информационные ресурсы, совместные мероприятия и т. д.);

— развивать социальное партнерство со всеми заинтересованными учреждениями и организациями в интересах социокультурной реабилитации инвалидов;

— организовать изучение читательских интересов и информационных потребностей групп пользователей (детей с ограниченными возможностями и их родителей, специалистов и педагогов);

— вести просветительскую работу среди населения по формированию чуткого отношения к инвалидам;

СБС РК им. Л. Брайля:

оказывать информационную, организационную поддержку, методическую помощь муниципальным библиотекам в вопросах информационно-библиотечного обслуживания данной категории пользователей;

—продолжить комплектование фонда детской литературы специальных форматов: рельефно-точечного шрифта, «говорящих» книг, плоскопечатных книг укрупненного шрифта, тактильных книжек-игрушек, рельефно-графических пособий.